Наверх

Настройка легкой и управляемой артикуляции при исправлении заикания

Начинаем серию публикаций об артикуляции. Это третий "кит", на котором держится техника нашей речи. О первых двух китах - дыхании и голосе я уже писала в предыдущих статьях.

Артикуляция - это по мышечной работе 1% от речи, а по интеллектуальной - 99%! И самое главное в качественной артикуляции - хорошо и правильно открывать рот и понять до глубины души, что усилий в артикуляции никаких не нужно, артикуляторный аппарат в ленивом, расслабленном состоянии.

Мы подписаны на все мировые ресурсы с хэштегом #stuttering, нигде не проводится работа с артикуляцией, рот закрыт, мышцы зажаты, перегружены неадекватно нагрузкой и от этого спазмированы. Логопеды пытаются безуспешно применять при заикании технику постановки звуков, которую они используют для малышей. Люди с заиканием прекрасно знают, как делать эти звуки, они не маленькие дети со слабыми и маленькими мышцами. При заикании из-за напряжения, спазмов, невозможности управлять собой в речи они не могут выговорить эти звуки.

Я, как специалист с 30-летним стажем считаю, что постановка артикуляции для людей с заиканием носит особый характер! При заикании складывается особая техника речи, связанная с напряжением. Эта техника развивается под гнетом заикания не один день, а годами! И еще, очень важный момент - эмоциональный фон, который привязан к технике речи при заикании и мешает ей управлять! У логопеда нет инструментов разобраться с этим эмоциональным фоном! Откуда берется этот эмоциональный фон - попробуйте поговорить на задержке дыхания - и Вы почувствуете весь букет переживаний, вызванных гипоксией мозга. Третья особенность артикуляции при заикании - это индивидуальный у каждого рисунок нарушений техники речи, связанный с историей появления заикания - кто-то тонул, кого-то ударило током, кого-то били, и складывается у каждого своя функциональная система судорожной речи. Поэтому, техники исправления, которые подойдут одному, совершенно не сработают у другого, нужен индивидуальный подход! И это всегда очная работа! Онлайн это невозможно исправить. У кого-то челюсть зажата, кто-то ее не чувствует, у кого-то задвинута и т. п., масса вариантов!

Сейчас у нас своя авторская система работы с артикуляцией. Она основана на биомеханике работы височно-нижнечелюстного сустава. Какие мышцы могут бесконечно и надежно работать при произнесении звука, например, а какие не выносят подобных нагрузок и закономерно спазмируются просто от неадекватного использования. Кстати, есть специалисты по работе с этим суставом - гнатологи, у них можно получить много важной информации! И еще, наша система постановки артикуляции основана на физике звука. Мы выставляем из голоса буквально каждый звук, это колоссальная работа, поэтому у нас остается время только на ночной сон и приемы пищи. Кто был у нас на занятиях - подтвердят наши нагрузки! И чтобы убрать эмоциональный фон - волнение, и начать управлять собой в речи, используем эвритмию - объединяем движения при артикуляции - мелкую моторику, со специальными обдуманными движениями тела - это крупная моторика. Благодаря этому волнение уже не мешает, а помогает, превращается в творческое волнение за то, чтобы наилучшим образом сделать все свои слова и предложения!

Назад к списку статей